|
Мама поскорее достала крепкую нитку и помогла завязать шарик. Взяв в руки, Саша стала его рассматривать со всех сторон. Ей показалось, что шарик надут недостаточно, и она попыталась слегка надавить на него. Шарик был очень упругим, но все же немного подался под Сашиной рукой. – Мама, смотри, я уменьшаю молекулы воздуха! – Ты ошибаешься, – сказала мама. – Во-первых, у воздуха нет молекул. Воздух – это смесь газов, и у каждого из них – свои молекулы. Во-вторых, ты уменьшаешь не молекулы, а промежутки между ними. – Разве между молекулами есть промежутки? – удивилась Саша. – А как бы ты могла надуть свой шарик? Ведь с каждой порцией воздуха ты вдуваешь в него все новые молекулы газов. Наверное, ты заметила, что газ в шарике немного сжат по сравнению с окружающим воздухом. Посчитай-ка, сколько выдохов нужно сделать, чтобы надуть шар. Саша взяла еще один шарик. Вскоре он стал таким же большим, как и первый. Говорить она не могла, но из ее жестов мама поняла, что она дунула два раза по десять раз. – За один раз человек выдыхает около одного литра воздуха. Но объем твоего шара, конечно, меньше двадцати литров – ведь это примерно два ведра. Саша стала кивать головой в знак того, что она согласна с мамой. В этот момент шарик выскочил из ее рта и стал бешено носиться по всей комнате. – Молекулы выбегают из шарика! – закричала Саша. – Они меня щекочут! Мама рассмеялась. Саша подобрала упавший шарик и уселась на пол. – А вот в полу уж точно нет никаких расстояний между молекулами, – сказала она. – Он же не сжимается. – Хотя твердые и жидкие вещества почти не сжимаются, в них тоже есть промежутки между молекулами, только не такие большие, как в газах, – сказала мама. – А если газ сжать очень сильно, он станет твердым? – предположила Саша. – Конечно. Именно так и получают из углекислого газа сухой лед, который кладут в коробки с мороженым. А если кусочек сухого льда положить на стол, через какое-то время он испарится и опять превратится в газ. – Тогда почему стол не превращается в газ? – ехидно спросила Саша. – Молекулы одновременно и притягиваются друг к другу, и отталкиваются, – сказала мама.Заметив, что Саша собирается задать еще один вопрос, мама продолжила: – Почему это происходит, я тебе объяснить пока не смогу. Даже многие студенты не сразу это понимают. Но если притяжение сильнее, чем отталкивание, – вещество жидкое иди твердое, а если слабее – оно превращается в газ. Это зависит от самого вещества и от температуры: при нагревании притяжение становится слабее. – Теперь мне понятно, – сказала Саша, – почему кипит вода. Кстати, давай попьем чаю. – Хорошо, – согласилась мама. – Между прочим, Маша печет пирог. И, по-моему, он уже готов. Чувствуешь, как вкусно пахнет? – Но Маша печет пирог на кухне, почему же запах добрался до комнаты? – Это к нам прилетели молекулы веществ, которые выделились при выпечке. Любые молекулы все время движутся. В твердых веществах они чуть-чуть шевелятся на одном месте, в жидкостях – перемещаются с места на место, а в газах – носятся довольно быстро. Пришел Максим, и Саша стала рассказывать ему про молекулы. – А я знаю, на что похож наш класс, когда мы сидим за партами во время урока. Я и загадку подходящую вспомнил: «Я вода, да по воде же и плаваю». – Ты имеешь в виду застывшую воду, которая плавает в обычной жидкой воде? – Конечно! А когда мы идем, взявшись за руки, в столовую, получается похоже на подвижную воду, словно бы плывем, – объяснил Максим. – Когда уроки заканчиваются, мы бежим на школьный двор, и тогда получается, как в другой загадке:
«Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает».
|
|
|