Комментарии на сайте

Химия комментируетХимическая азбука. 27 марта 2015 в 23:10

Саша и мама даже не заметили, что она давно стоит рядом.
– Да, это так, – подтвердила мама. – Кстати, где Коша?
Захваченная разговором, Саша почти забыла и про больную ногу, и про кошку. Маша тоже с интересом слушала. Теперь они стали внимательно смотреть по сторонам. Вдруг девочки заметили прижимающуюся к земле кошку.
– Смотри! Коша на кого-то охотится. Может, учуяла мышку, – предположила Маша.
Кошка сделала длинный прыжок и тут же отскочила назад. Ее добычей оказалась не мышка, а жаба. Охотница успела только слегка куснуть ее.
– Ой, Кошенька, что с тобой? – с жалостью спросила Саша у своей любимицы.
Мама и Маша тоже с удивлением наблюдали за кошкой. Они никогда не видели, чтобы кошка пыталась плеваться. Сначала это казалось забавным, но, когда прошло несколько минут, стало ясно, что Коше на самом деле очень плохо.
– Наверное, на жабьей коже есть вещества, ядовитые для других животных. Жабы ведь очень медлительны и почти беззащитны. Вот и приходится им обороняться таким образом, – предположила мама.
– Коша теперь умрет? – со слезами на глазах спросила Саша. – Мамочка, сделай что-нибудь.
– Кажется, я придумала. – Мама достала какую-то черную таблетку, разломила ее на мелкие части и высыпала кошке на язык. Было видно, что животному сразу полегчало. Из пасти перестала идти пена, кошка заметно повеселела. Саша смотрела на маму как на волшебницу:
– Мама, ты настоящий кошачий доктор! У тебя есть жабье противоядие?
– Не доктор, а химик. И не противоядие, а просто активированный уголь, – рассмеялась мама.
– Я знаю, что активированный уголь надо глотать, если что-то не в порядке с желудком, – сказала Маша.– Вот именно, – подтвердила мама. – И в этом случае, и в случае с кошкой его действие одно и то же.
– Какое? – тут же задала вопрос Саша.
– Если внимательно рассмотреть таблетку активированного угля, можно заметить в ней много пор и трещинок. На самом деле их еще больше – таких крохотных, что даже не видно глазом. На такой поверхности очень хорошо собираются любые вещества, в том числе и вредные для здоровья. Видели, как быстро уголь помог нашей бедной кошечке?
Мама добавила, что активированный уголь используют для очистки воды и других веществ.
Незаметно подошли папа и Дима. Девочки наперебой начали рассказывать о случившемся.
– На, Коша, тебе угощение. – Дима достал из-за спины двух рыбешек.
Кошка с удовольствием принялась их уплетать.
– Надеюсь, больше таких приключений не будет, – сказал папа. – Улов небогатый, зато мы хорошо отдохнули и, между прочим, проголодались. Предлагаю сделать перерыв на обед. Ухи не будет, так что придумайте что-нибудь другое.
Мама и Маша принялись готовить еду, а Саша примостилась на одеяле, расстеленном на земле. Было ясно, что побегать сегодня ей уже не удастся, о купании и речи быть не могло.
Саша улеглась на одеяле и стала смотреть в вышину. В синем небе проплывали облака, казалось, что стволы берез уходят прямо в космос. Вокруг суетились взрослые, но Саша не обращала на них внимания.

Химия комментируетХимическая азбука. 27 марта 2015 в 07:06

Мама стала объяснять, что кислород в момент выделения особенно активен и способен уничтожать вредные микробы. А через несколько мгновений он превращается в обычный кислород, который содержится в воздухе.
Сашина коленка почти перестала болеть, и девочка с интересом стала изучать содержимое аптечки. Почти все названия лекарств были ей незнакомы, но некоторые вещества она узнала. Она увидела ампулу, на которой было написано «Нашатырный спирт», и вспомнила, что его дают нюхать при потере сознания. Йод тоже был ей знаком. Потом Саше на глаза попался пузырек с какими-то черными кристаллами. Название было очень длинное и трудное, но что-то в нем перекликалось со словом «марганцовка». Мама заметила Сашино замешательство:
– Да, ты знаешь это вещество. «Марганцовкой» его называют для простоты, а здесь написано его химическое имя.
– А зачем в аптечке сода? – спросила Саша, найдя пакетик с этой надписью. – Блины печь для больных?
– Блины – это тоже, конечно, хорошо, – улыбнулась мама. – Но сода и сама по себе – лекарство. Ее раствором можно полоскать горло. Она помогает больному желудку.
– Значит, если болит живот, надо есть соду, – решила Саша.
– Живот может болеть по многим причинам, а сода помогает только в одном случае – если в желудке слишком много кислоты. Кислота помогает переваривать пищу, – сказала мама, заметив Сашино удивление. – Но если ее много, начинает болеть живот. Вот тогда и используют соду. Ты же знаешь, что она реагирует с кислотой.
На следующем пакетике было написано «Борная кислота».
– Она нужна, когда в желудке кислоты не хватает? – спросила Саша.
– Нет, обычно ее используют для промывания глаз.
– Глаза – кислотой?! – воскликнула Саша.
– Эта кислота очень слабая и не опасна для глаз. А на микробов она действует даже в виде раствора, – объяснила мама.
Саша вытащила из аптечки еще один пузырек. Даже через закрытую пробку ощущался слабый запах. Саше он был знаком.
– Это валерьянка? – спросила она.
Мама кивнула.
– Это такое же вещество, как марганцовка? – задала она еще один вопрос.
– Нет, совсем другое, – ответила мама. – Марганцовка – это соль калия и марганца. А валерьянка – настойка корня растения, которое называется валериана.
– А правда, что кошки очень любят валерьянку? – вмешалась в их разговор Маша.

Химия комментируетХимическая азбука. 27 марта 2015 в 00:20

Одиннадцатая глава. Химическое содержимое обычной аптечки

За ужином мама с папой хитро переглянулись, и папа сказал:
– В выходные поедем за город.
– Опять на дачу?.. – уныло протянула Саша.
– Почему же? – возразил папа. – Отдохнем на озере.
– Ура! – хором закричали сестры. – Будем купаться!
– Нет, купаться не будем, – строго сказала мама, – вода еще не прогрелась. Позагораем, половим рыбу, поиграем в мяч...
Девчонки подмигнули друг другу. «Насчет купания мы еще посмотрим!» – одновременно подумали они.
– Кошу тоже возьмем, – решительно сказала Саша. – Я буду за ней следить.
Все необходимое собрали накануне и в субботу утром пораньше выехали из дома. Дорога оказалась неблизкой и утомительной, но, когда приехали на место, всю усталость как рукой сняло. Уже по-летнему жаркое солнце припекало вовсю, вода так и манила к себе, зеленый лес весело шумел листвой.
Папа и Дима быстро собрали удочки и пошли на рыбалку, а сестры начали с визгом носиться вокруг стоящих у берега берез.
Обегая дерево, Саша вдруг со всего размаха врезалась в ствол коленкой.
Веселья как не бывало. Прихрамывая и кусая от боли губы, Саша подошла к маме.
Мама внимательно осмотрела ссадину и успокоила дочку:
– Ничего страшного. Немного повреждена кожа. Это быстро заживет. А сейчас обработаем твою рану, чтобы не началось воспаление.
– Я не хочу! – стала сопротивляться Саша. – От зеленки будет щипать!
– Ничего не будет, – сказала мама. – Я не собираюсь поливать тебя зеленкой.
– А чем собираешься? – спросила Саша.
Мама принесла из машины аптечку и достала из нее пузырек с бесцветной жидкостью:
– Это перекись водорода, или пероксид водорода. Она действует очень мягко.
Мама смочила жидкостью кусочек ваты и поднесла к Сашиной ноге. Саша вся напряглась, но ничего страшного не произошло. Ей показалось, что мама просто протирает ссадину водой. Было прохладно и приятно. Но, посмотрев внимательно на свою рану, Саша охнула:
– Мама! Из моей ноги выделяется газ!
– Не из ноги, а из перекиси водорода, – успокоила ее мама.
– Это углекислый газ? – спросила Саша.
– Нет, это кислород. Под действием веществ, находящихся в твоей ранке, перекись водорода выделяет кислород.
– А что остается? Это не вредно? – поинтересовалась Саша.
– Конечно, нет. Остается вода.
– Тогда какой толк от этой перекиси? – удивилась Саша. – Кислорода полно в воздухе, вода тоже не лечит.

Химия комментируетХимическая азбука. 26 марта 2015 в 14:54

– Да этот запах мертвого поднимет! – воскликнула Саша.
– Если вещество неприятно пахнет, скорее всего оно опасно для человека, – объяснила мама. – Видимо, так организм пытается защитить себя от вредных веществ. Поэтому, если запах какого-то вещества тебе не нравится, лучше им не пользоваться.
– Тогда не будем мыть окна этим противным веществом, – предложила Саша. – Лучше возьмем стиральный порошок.Не успела мама и глазом моргнуть, как Саша схватила открытую коробку со стиральным порошком и сунула туда нос.
– Он почти совсем не пах... А-а-а-пчхи!
– Ну что ты делаешь! – вскрикнула мама. – Нет запаха – это еще не значит, что можно делать с веществом все, что угодно! Видишь, порошок раздражает дыхательные пути. Хорошо еще, что он не попал тебе в глаза! Иди умойся, прочисти нос и прополощи горло. И надо быть осторожнее с химическими веществами. Так беспечно себя вести нельзя не только будущим химикам, но и всем детям и взрослым.
Пока Саша приводила себя в порядок, мама налила в таз воды, добавила немного жидкости для мытья посуды и стала протирать окна. Саше она это не доверила. И не потому, что боялась, что дочка пострадает от моющей жидкости, – просто их квартира была на пятом этаже.
Вымытые окна выглядели совсем по-весеннему. Казалось, что в них нет стекол и можно дотронуться рукой до стоящих на улице деревьев. Стало весенним и мамино настроение.
Но, когда она заглянула в прихожую, хорошее настроение начало портиться. Пока она мыла окна, Саша вытащила из шкафа всю обувь и разложила ее на полу.
– Мамочка, не волнуйся, я все уберу. Только найду свои весенние туфли.
Через несколько минут огорченная Саша подошла к маме:
– Смотри, у одной туфли подошва отклеилась! Что же теперь делать?
– Заклеивать, – спокойно ответила мама. – Заодно отремонтируем и мои сапоги. У них отвалился каблук.
– Я знаю, где у папы клей, – вспомнила Саша. – Сейчас принесу!
Вскоре Саша стояла перед мамой с двумя большими тюбиками в руках.
– Вот этот мне больше нравится, – сказала она, протянув маме более яркий тюбик.
– Ну что ты! Это же не клей, а герметик. Им нельзя клеить обувь, – возразила мама.
– Какая разница?
– Герметиком можно заклеивать дырки и щели, например между кафельными плитками. Но он не выдерживает больших нагрузок, а подошва у обуви все время изгибается. Так что давай возьмем не такой красивый, зато более подходящий тюбик, – предложила мама.
– Только ты ремонтируй свой сапог, а я сама приклею подошву, – предложила Саша. – Мне папа рассказывал, как правильно пользоваться этим клеем. Надо сначала все намазать, потом дать высохнуть, потом еще раз намазать, а потом соединить две части. Верно?
– Да. Но ты все же сначала посмотри, как это буду делать я.
Маме казалось, что Саша правильно поняла и запомнила, как нужно клеить. Но первое, что сделала девочка, когда тюбик оказался в ее руках, – выдавила клей на подошву и стала размазывать его пальцем.
– Разве так можно?! – воскликнула мама. – Ведь этот клей специально предназначен для кожи. Сейчас он приклеит и твою кожу!
– Что же делать? – не на шутку испугалась Саша.
Она побежала мыть руки, но клей прочно пристал к пальцу и не отмывался. Не помогали ни мыло, ни щетка.
– Теперь я всю жизнь буду ходить с грязным пальцем? – совсем расстроилась Саша.
– Конечно, ведь это очень хороший клей, – пошутила сначала мама, но, заметив, что дочка уже чуть не плачет, успокоила ее: – Твой палец можно отмыть. Только придется очень долго тереть его щеткой. В следующий раз будь, пожалуйста, повнимательнее.
Когда Сашин палец стал наконец чистым, а подошва была приклеена, мама сказала:
– Возьми свою химическую тетрадь и запиши в нее вещества, которые могут принести вред человеку или природе. Это очень важно. Сегодня ты узнала о них кое-что. И, по правде говоря, мне не очень понравилось, как ты познакомилась с некоторыми опасными веществами

Химия комментируетХимическая азбука. 26 марта 2015 в 12:30

Десятая глава. О веществах, которые встречаются на каждом шагу

Саша давно сделала все уроки и искала, чем бы интересным ей заняться. Она хотела предложить маме поиграть в слова, но та сурово сказала:
– Не мешай мне, пожалуйста, готовиться к лекции.
– А посмотреть можно?
– Конечно.
На столе лежала стопка листов прозрачной пленки, и мама ваткой, смоченной какой-то жидкостью, стирала написанное на них. Запах этой жидкости показался Саше знакомым.
– Что это такое? – спросила она.
– Это спирт. Он очень хорошо растворяет чернила фломастера.
Саша вспомнила, откуда она знает этот запах. Когда у нее болели уши, мама пропитывала компресс такой же жидкостью. Саша и раньше слышала о спирте и знала, что он есть в спиртных напитках. В школе им рассказывали, как в Древнем Риме специально поили рабов вином и водили затем по улице, чтобы молодежь могла видеть, как неприятно выглядит пьяный человек.
Но Саше не надо было отправляться в древние времена. Однажды она увидела еле стоящую на ногах пьяную женщину, и это ужасное зрелище запомнилось ей на всю жизнь.
– По-моему, спирт – это очень опасное вещество, – сказала Саша. – Он может превратить человека в животное...
– Да, спирт опасен, – согласилась мама. – И не только этим. Он хорошо горит и может взрываться. Но все зависит от того, как им пользоваться. Медики, например, прекрасно применяют его для уничтожения микробов и изготовления полезных лекарств. У каждого химического вещества есть свойства и полезные, и вредные для человека. Важно их знать и умело ими пользоваться. А теперь поиграй одна. Я скоро закончу и приду к тебе.
Убрав старые записи, мама стала рисовать на пленках какие-то знаки. Как Саша ни старалась, она ничего не могла понять. «Видно, я еще очень мало знаю из химии», – подумала она.
Освободившись, мама немного поиграла и порисовала с Сашей, а потом попросила помочь ей по хозяйству.
– Зима уже совсем закончилась, давай уберем подальше в шкаф теплые вещи, – предложила она.
Когда все зимние куртки, пальто и шапки были собраны вместе, получилась целая куча. Мама и Саша как можно аккуратнее разложили и развесили их в большом шкафу.
– Ну вот, теперь пусть они лежат здесь до следующей зимы. Как бы только их не попортила моль...
– Бабушка всегда кладет в шкаф с зимней одеждой нафталин, – сказала Саша. – Правда, мне не нравится, как он пахнет.
– Нафталин, конечно, отпугивает моль, – согласилась мама. – Но я тоже не люблю его запах. Кроме того, нафталин вреден для здоровья, а еще портит мех и кожу. Сейчас появилось много новых средств от моли, подберем что-нибудь получше.
Без теплых вещей в прихожей сразу стало намного просторнее.
– Давай еще как-нибудь отметим окончание зимы, – предложила Саша.
– Например, помоем окна! – подхватила мама.
Вообще-то Саша имела в виду не это. Но, взглянув на окна, она согласилась, что за зиму они стали совсем грязными.
– Чем будем мыть? – без большого энтузиазма спросила девочка.
– Стекла хорошо отмываются нашатырным спиртом. У нас есть немного.
– Опять спиртом? – удивилась Саша.
– Это совсем другое вещество. А название «спирт» оно получило за свой запах. Раньше спиртами называли многие летучие и сильно пахнущие вещества.
– Можно его понюхать? Дай мне бутылочку, – попросила Саша.
– Не спеши! Незнакомые вещества нельзя нюхать прямо из бутыли! – остановила ее мама. – Надо вынуть пробку и осторожно ладошкой направить поток воздуха от горлышка к носу.
Мама показала, как это надо делать, и Саша повторила ее действия. Она поняла, что мама не зря предупредила ее. Запах был очень сильный, резкий и неприятный. У нее чуть не перехватило дыхание.
– Если человек теряет сознание, ему дают понюхать нашатырный спирт, и он приходит в себя, – сказала мама.

Химия комментируетХимическая азбука. 26 марта 2015 в 11:18

Быстро собравшись, все опять залезли в машину. Машина тронулась с места, и началось обратное путешествие. В безоблачном небе опускалось за горизонт оранжевое солнце.
– Завтра опять будет хорошая погода, – заметил папа.
По дороге домой Саша задремала, держа набегавшуюся кошку на руках.

Химия комментируетХимическая азбука. 26 марта 2015 в 10:07

Мама рассказала, что удобрения могут быть органическими, состоящими из остатков растений, а могут быть минеральными – в виде солей.
– Давно установлено, – продолжила она, – что больше всего растениям не хватает азота, фосфора и калия. На химических заводах получают содержащие их соли, которые затем применяют в виде удобрений. Часто используют смеси таких солей. Поэтому удобрения могут быть не только азотными, фосфорными или калийными, но и смешанными.
– Мама, зачем нужны азотные удобрения? – спросила Саша. – Ведь азота полным-полно в воздухе, ты сама об этом говорила.
– Азота в воздухе, конечно, много. Но растения не могут его использовать – атмосферный азот очень трудно превратить в какое-либо другое вещество. Только некоторые бактерии, живущие на корнях гороха и других бобовых растений, умеют это делать.
– А как? – тут же поинтересовалась Саша.
– Ты можешь не поверить, но ученые до сих пор этого не знают точно. И поэтому не могут повторить этот процесс. Вот и приходится строить огромные заводы, где при высоких температурах в специальных аппаратах заставляют атмосферный азот превращаться в химические вещества, из которых потом делают удобрения. А ведь крошки-бактерии проделывают то же самое при обычной температуре.
Мама достала большой пакет и стала внимательно изучать надпись на этикетке. Саша присоединилась к ней. На этикетке было много незнакомых слов, но Саша поняла, что там сказано, сколько удобрений надо для каждого дерева или куста. Ей не очень-то хотелось возиться с удобрениями, и она обрадовалась, когда мама сказала, что все сделает сама.
Мама разбросала часть удобрений на огороде, и папа со старшими детьми стал перекапывать грядки. Пока они это делали, мама удобрила деревья и кусты.
– Мама, а мы будем поливать землянику марганцовкой? – Саша вспомнила, как это делала у себя в саду бабушка.
– Вот ты этим и займешься, – тут же поймала ее на слове мама. Она приготовила фиолетовый раствор марганцовки в большой бутылке из-под газировки и велела Саше добавлять его понемногу в каждую лейку, чтобы вода стала розоватой.
– А зачем землянике марганцовка? – спросила Саша.
– Во-первых, это удобрение, поскольку содержит калий. А во-вторых, марганцовка защищает землянику от болезней. Марганцовка убивает микробы, вредные не только для человека, но и для растений.
Таскать лейки с водой было тяжело, но Саша все время вспоминала, какие вкусные ягоды должны вырасти летом. Ей казалось, что, если она будет плохо поливать кустики, все они погибнут, и эти мысли прибавляли ей сил.
Наконец последняя лейка была вылита на грядки, и усталая Саша пошла хвалиться маме, как хорошо она помогла землянике. «После стольких леек воды у меня должны были окрепнуть мышцы», – подумала она и посмотрела на свои руки. О ужас! Они стали какими-то грязно-бурыми. Саша попыталась отмыть их водой, но ничего не получалось. Чуть не плача, она побежала к маме.– С такими веществами, как марганцовка, надо быть поосторожнее. Но ничего, сейчас мы эти пятна уберем, – успокоила мама Сашу. – Помнишь опыты с марганцовкой в лаборатории?
Саша обрадовалась:
– У тебя есть вещество, которое тогда обесцветило марганцовку?
– Того самого нет, но здесь можно найти другое. Ты знаешь, как выглядит щавель? Он растет в углу у забора. Сорви несколько листочков и потри грязные места. Щавель содержит щавелевую кислоту, а она реагирует с марганцовкой.
Листочки щавеля были еще совсем маленькими, но Саша сумела собрать небольшой пучок. Она стала тереть им руки, и – о чудо! – пятна прямо на глазах стали исчезать. «Вот это я понимаю, химия!» – подумала девочка.
Мама с улыбкой выслушала ее восторженный рассказ.
– Вот и хорошо, – сказала она. – Теперь зови Кошу, скоро поедем домой. Уже начинает холодать.

Химия комментируетХимическая азбука. 25 марта 2015 в 15:30

Но мама быстро напомнила, что трудовые будни только начались:
– Теперь надо заняться удобрениями.
Саша немного устала и решила отвлечь маму разговорами. Тем более что ей было о чем расспросить.
– А зачем удобрения?
– Ты помнишь, из каких веществ состоит все живое?
– Давным-давно знаю. Это белки, жиры и углеводы, – легко вспомнила Саша.
– Это, конечно, не все вещества, которые есть в живых организмах, но главные. А откуда они берутся?
Саша призадумалась:
– Как-то вырабатываются... Сахар и крахмал образуются в растениях из углекислого газа и воды, а вот остального я не знаю.
– Сахар и крахмал – это углеводы. Даже из названия ясно, что для них достаточно углекислого газа и воды. Жиры в конце концов тоже могут быть получены из этих веществ. А вот для получения белков этого мало. Нужны дополнительные вещества, которые есть в удобрениях.
– Что-то я не пойму, – сказала Саша. – В лесу никто не разбрасывает удобрения, а деревья все равно растут. Значит, веществ для белков им хватает.
– Конечно, хватает. Ведь опавшая листва, погибшие стволы, упавшие на землю плоды никуда не исчезают из леса. Они разрушаются, превращаются в соли, а эти соли и служат удобрениями для живых растений, – согласилась мама. – Совсем другое дело – поле, сад или огород. Собирая и увозя урожай, мы забираем вещества, которые могли бы стать удобрениями. Вот поэтому приходится добавлять их специально.

Химия комментируетХимическая азбука. 25 марта 2015 в 01:36

Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным

В пятницу вечером мама объявила:
– Пора открывать летний сезон. Снег давно растаял, земля прогрелась. Завтра едем на дачу.
– Ура! – обрадовалась Саша. – А Кошу возьмем?
Голубоглазая кошка, услышав свое имя, нервно повела ухом.
– Конечно, возьмем. Только наденем ей ошейник от блох.
– Что это такое? – спросила Саша.
– Обычный ошейник, пропитанный специальным химическим веществом, отпугивающим блох. Мы же не хотим, чтобы у нашей кошечки завелись эти противные насекомые.
Утром, как всегда, с трудом втиснувшись в машину, отправились за город. Природа начала просыпаться после долгой зимы. Полупрозрачный лес радовал глаз всеми оттенками зеленого цвета. На обочинах дороги уже пробивалась трава. Тепло грело весеннее солнышко.
Как только папа затормозил у ворот дачи и открыл дверь, Коша первой выскочила из машины и стала щипать подросшую травку.
– Коша, ты теперь травоядное животное? – съехидничал Дима.
– Не обижай Кошу! – Саша встала на защиту своей любимицы. – Ей нужны витамины. Правда, мама?
– Конечно! Витамины нужны не только людям, но и животным. Для кошек и других животных даже продаются специальные витаминные таблетки. А еще витамины есть в любой зелени. Посмотрим, как вы наброситесь на зеленый лучок – вон он на грядке!
Саша с удивлением увидела, что на черной грядке весело зеленеют стрелки посаженного осенью лука. Брат и сестры наперегонки помчались к нему и принялись общипывать грядку не хуже Коши, пополняя запасы витаминов в своем организме.
– Ну ладно, вы пока развлекайтесь, а я приготовлю раствор для опрыскивания кустов, – сказала мама.
– Зачем? – поинтересовалась Саша.
– Чтобы защитить их от вредителей. К сожалению, без химии здесь не обойтись. Это довольно вредные вещества, поэтому и применять их надо пораньше, пока еще не распустились листья и цветы.
Вскоре кусты были обработаны, и мама стала готовить побелку для деревьев. Солнце уже сильно припекало и могло обжечь нежную кору.
– А деревья белят тем же, что и потолок? – решила уточнить Саша.
– Да, будем белить их мелом. Только добавим немного медного купороса, он защищает деревья от некоторых вредителей.
– Медный таз я знаю. А как выглядит медный купорос? – спросила Саша.
Мама достала полиэтиленовый мешочек с красивыми голубыми кристаллами.
– Это медь?! – удивленно воскликнула Саша.
– Это соль меди.
– Соль совсем не то же самое, что металл. Ты еще узнаешь об этом, когда будешь учить химию в школе. А сейчас будем готовить смесь для побелки.
Саша с интересом наблюдала за мамиными действиями. Она тоже попробовала перемешивать мел с водой, но тут же перепачкалась.
– Ничего страшного, – сказала мама, – побелка легко смывается водой.
– Но ведь тогда ее смоет первый же дождик! Это не вредно для корней деревьев?
– Если немного мела попадет в почву, это даже на пользу деревьям. Почва у нас кисловатая, а что происходит при смешивании мела и кислоты, ты знаешь.
Саша вызвалась сама побелить стволы деревьев. Яблони и сливы стали очень нарядными, казалось, что в сад пришел праздник.

Химия комментируетХимическая азбука. 24 марта 2015 в 18:08

– Почти, – улыбнулась мама. – Если из киселя убрать сахар и фруктовый сироп, то получится крахмальный клей. Его еще называют клейстер.
Мама вскипятила большую кастрюлю воды. Затем насыпала в кружку белый крахмальный порошок, добавила холодной воды и размешала. «Опять суспензия», – подумала Саша. Помешивая, мама вылила тонкой струйкой смесь крахмала и холодной воды в кипяток. Прямо на глазах вода стала превращаться в густую полупрозрачную массу, немного похожую на кисель, но совсем неаппетитную.
– Это и есть клейстер, – пояснила мама. – К завтрашнему утру он остынет, краска и шпаклевка высохнут, и мы сможем оклеить стены обоями.
Саша уже решила записать в тетрадь превращение крахмала в клей, но мама объяснила, что никакого нового вещества не образовалось:
– Крахмал состоит из крохотных частиц, похожих на ниточки. Когда он сухой, эти ниточки свернуты в клубочки, и крахмал имеет вид порошка. В холодной воде они так и остаются клубочками, а в горячей разворачиваются и перепутываются. Поэтому и клейстер, и кисель становятся густыми и начинают напоминать твердые вещества.
– Так вот почему накрахмаленное белье такое твердое!
– Конечно! Белье сначала полощут в холодной воде с крахмалом, а потом гладят утюгом. А результат тот же: от горячего утюга клубочки крахмала превращаются в жесткую сетку.
Мама напомнила, что крахмал вырабатывают под солнечными лучами растения из углекислого газа и воды. Он накапливается в разных частях растения, особенно в плодах и семенах. Очень много крахмала в клубнях картофеля – оттуда его чаще всего и извлекают. Еще Саша узнала, что крахмал – это углевод, так же как и сахар, глюкоза и фруктоза. Мама рассказала, что эти сладкие продукты можно получить из крахмала при действии кислот и других веществ. То же самое происходит и в организме человека, а потом глюкоза разносится по всему телу, питая разные его части.
– Углеводы дают много энергии, – заметила мама. – Поэтому, если хочешь похудеть, надо поменьше есть не только сладкого, но и картошки, хлеба и макарон, в которых содержится крахмал. Тогда для производства энергии будут расходоваться жиры.
– Вот когда придет Максим, я ему это скажу. А то он так обожает сладости и пирожные, что может превратиться в толстяка, – сказала Саша.
Однако, когда мама пригласила друзей попить чаю с булочками, и Саша, и Максим принялись уплетать их за обе щеки, забыв про лишние углеводы.
– Почему у вас такой разгром? – спросил Максим.
– Ремонт! – весело ответила Саша.

Химия комментируетХимическая азбука. 24 марта 2015 в 10:19

Саша исправила запись:

МЕЛ или ИЗВЕСТНЯК--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+ НЕГАШЕНАЯ ИЗВЕСТЬ

И добавила еще одну:

НЕГАШЕНАЯ ИЗВЕСТЬ+ВОДА--->ГАШЕНАЯ ИЗВЕСТЬ

– С известью все ясно, теперь давай напишем про цемент, – предложила Саша.
– С цементом придется подождать. Это сложная смесь веществ, и при его затвердевании протекает много разных процессов. Не каждый ученик старших классов сможет понять, что при этом происходит, а тем более такой начинающий химик, как ты.
Тогда Саша задала другой вопрос:
– Цемент, известь и алебастр есть в природе?
– В том виде, который нужен нам, конечно, нет. Эти вещества реагируют с водой и не могут сохраняться в природе, ведь вода есть повсюду. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете.
Мама добавила, что известь, алебастр и цемент получают из природных веществ. Известняка в природе очень много, встречается и гипс. И есть целые цементные горы. Но для того, чтобы эти вещества можно было применять при строительстве и ремонте, их прокаливают в специальных печах при очень высокой температуре.
Появился папа и сказал, что он не нашел ни алебастра, ни извести, ни цемента, зато у них есть шпаклевка.
– Это гораздо лучше! – добавил он. – Сейчас мы быстро выровняем все стены.
– А что такое шпаклевка? – тут же спросила Саша у мамы.
– Я и сама точно не знаю, из чего она состоит, – ответила мама. – Но что это действительно самое лучшее для ремонта стен – верно.
Замазать все дырки и трещины оказалось непростым делом. На это ушел почти весь оставшийся день. Но папа настоял, чтобы покрасили подоконник и батарею отопления:
– Тогда на завтра останется только поклеить обои.
– Где же мы возьмем столько клея? – удивилась Саша. – Тут нужен не один пузырек!
– Для обоев есть специальный клей. И для него придется взять не пузырек, а ведро. Можно развести специальный клей из магазина, а можно приготовить самим, – сказала мама.
– Давайте приготовим сами, – попросила Саша. – Я никогда не видела, как готовят клей.
– Для этого нам понадобится крахмал.
– Из крахмала готовят кисель, а не клей! – воскликнула Саша. – Нам что, в столовой клей дают?

Елизавета Вахранёва комментируетХимическая азбука. 24 марта 2015 в 09:19

Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком

Саша проснулась задолго до того, как зазвенел будильник. Ее разбудило яркое солнце, залившее своим светом всю комнату. В его лучах стали отчетливо видны пятна на потолке, разорванные обои, облупившийся подоконник...
Видно, не одна Саша заметила это, потому что, когда в комнату вошла мама, чтобы пожелать дочкам доброго утра, Маша недовольно проворчала:
– И когда только мы сделаем ремонт в квартире?
– Ну-у, всю квартиру мы сейчас, пожалуй, не осилим, – ответила мама. – А вот в вашей комнате ремонт можно сделать хоть в ближайшие выходные.
В субботу с самого утра все стали готовиться к работе. Вынесли из комнаты все лишнее, убрали грязь, закрыли старыми газетами мебель...
– Сначала побелим мелом потолок. Маша, неси сюда пылесос, – скомандовал папа.
Саша застыла в недоумении. Она не могла понять, зачем нужен пылесос, если папа собирается закрашивать потолок куском мела. На ее вопрос мама ответила, что для покраски потолка мел растирают в порошок и взбалтывают в воде.
– Такая взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости называется суспензией. А распределенные крохотные капельки одной жидкости в другой – это эмульсия, – объяснила мама. – Потолок можно красить и водоэмульсионной краской. Но мы уже привыкли обходиться мелом.
Суспензию мела в воде налили в банку, присоединили к пылесосу и с его помощью стали разбрызгивать побелку на потолок. Сначала потолок казался грязноватым, но постепенно он высох и стал белоснежным.
– Теперь будем клеить обои! – обрадовалась Саша.
– Погоди, – остановил ее папа. – Сначала надо замазать дырки в стенах.
– А чем мы будем это делать? – спросила мама. – Алебастром, известью или цементом?
Папа пошел смотреть, что у них осталось с прошлого ремонта. А Саша стала выспрашивать у мамы, что за вещества она назвала.
– С алебастром ты, можно сказать, хорошо знакома. Помнишь, Дима сломал ногу в прошлом году? Что ему наложили на место перелома?
– Гипс, – ответила Саша. – Но это же совсем другое вещество!
– А вот и не совсем. Если гипс прокалить, он теряет часть воды и превращается в алебастр. Алебастр еще называют жженым гипсом. А если алебастр намочить, он присоединяет потерянную воду и вновь становится гипсом. Пока смесь воды и алебастра не затвердела, ей можно замазать дырки в стене, – закончила мама.
– А смесь воды и алебастра – это тоже суспензия? – спросила Саша. Мама кивнула.
– А теперь расскажи про известь. Это то же самое, что известняк? Наверное, когда известняк теряет воду, он превращается в известь! – предположила Саша.
– Известняк не может потерять воду – ее там нет. А что он может потерять? – мама хитро посмотрела на Сашу.
– Углекислый газ? – не очень уверенно сказала она. – Когда мы наливали на мел кислоту, выделялся углекислый газ... А мел и известняк – одно и то же вещество...
– А почему ты сомневаешься? Действие кислоты – не единственный способ выделить из мела углекислый газ. Углекислый газ выделяется и при нагревании мела или известняка при высокой температуре. А остается известь.
– Давай я это запишу, – сказала Саша. Она принесла тетрадь и написала:

МЕЛ или ИЗВЕСТНЯК--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+ИЗВЕСТЬ

– А когда замазываешь дырку в стене, известь опять превращается в известняк? – Саша хотела продолжить запись, но мама ее остановила:
– Такой процесс идет, но очень-очень медленно. А при ремонте и строительстве в известь добавляют воду.
– И что получается? – спросила Саша.
– Ту известь, которая образуется при прокаливании известняка, называют еще негашеной или жженой. А после добавления воды получается гашеная известь, – объяснила мама.
– Не будем замазывать дырки известью! – воскликнула Саша. – Раз ее надо гасить, от нее может быть пожар.
– Ну что ты! – успокоила ее мама. – При гашении извести действительно выделяется много тепла, но не столько, чтобы что-нибудь загорелось. Хотя обжечься при этом можно, особенно если лезть в известь голыми руками.

Химия комментируетХимическая азбука. 24 марта 2015 в 04:11

– Известняк – то же вещество, что и мел, – вспомнила Саша. – Ну и что? Ведь мел не растворяется в воде.
– Немножко растворяется, правда, очень плохо. Чтобы растворить малюсенький кусочек мела, нужно целую бочку воды. Но в природе мел переходит в воду за счет химической реакции.
– А что-то мы давно не писали химических реакций, – заметила Саша. Она вскочила со стула и побежала за своей «химической» тетрадкой.
Когда Саша вернулась, мама стала рассказывать дальше:
– Под действием углекислого газа и воды известняк или мел превращаются в растворимую соль кальция. Ее в воде не так уж и много, но все же больше, чем может раствориться просто мела. Если в воде появляется кальций, она становится жесткой.
– Много кальция полезно для зубов, – сказала Саша.
– Зато вредно для стирки, – возразила мама. – Мыло и стиральный порошок плохо пенятся.
– И для промывания фотопленок тоже плохо, – добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда растворимая соль кальция опять превращается в нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок, – закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! – догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради появились новые
записи.

ИЗВЕСТНЯК+УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+ВОДА--->РАСТВОРИМАЯ СОЛЬ КАЛЬЦИЯ--(кипячение)-->ИЗВЕСТНЯК+УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+ВОДА

Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума, в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше тщательно промыть их. Просто перемешивать камни под струей воды было скучно, и Саша стала их внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми, белыми и розовыми точками. Кое-где можно было заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь веществ. Я даже помню, что гранит состоит из шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок. Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и опасный газ. С его помощью очищают воду от микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор растворим совсем немного, а если воду прокипятить или дать ей постоять в открытом сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не торопиться поливать такой водой цветы. И для питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а высаживать растения и выпускать рыбок из банки решили завтра.

Химия комментируетХимическая азбука. 23 марта 2015 в 16:01

Седьмая глава. Химия помогает больше узнать о природе

За окном еще лежал снег, но солнышко пригревало совсем по-весеннему. Серая ворона с хрустом выламывала березовые сучья для нового гнезда. На полу комнаты светился радужный зайчик от стоящего на подоконнике аквариума.
– Да-а-а... – задумчиво сказал папа. – Наш аквариум совсем зарос. Пора его привести в порядок.
Саша тоже взглянула на аквариум. Осенью в нем росло всего несколько тоненьких травинок, а теперь были настоящие джунгли из водорослей.
«Откуда они только взялись?» – подумала Саша. Она помнила, что растения вырабатывают вещества для своего роста из углекислого газа и воды под действием солнечного света. Воды в аквариуме полно, света на окошке тоже вполне достаточно... «Но где водоросли берут углекислый газ? – недоумевала Саша. – Ведь он содержится в воздухе». Выходило, что углекислый газ должен быть и в воде.
– Папа, – осторожно спросила она, – а в воде есть углекислый газ?
– Конечно. Многие газы растворимы в воде, в том числе и этот.
– И кислород? – удивилась Саша.
– А чем, по-твоему, дышат рыбы?
Об этом Саша как-то не задумывалась. Она не раз видела, как некоторые рыбки всплывали к поверхности воды и хватали воздух ртом. Но, например, сомик никогда не поднимался вверх. А ведь он тоже должен дышать.
«Углекислый газ растворяется в воде, – стала рассуждать Саша. – Из него и из воды водоросли на свету создают нужные им вещества и выделяют кислород. Кислород тоже растворяется
в воде...» Саша внимательно посмотрела на аквариум. Из кончиков травинок тонкой струйкой поднимались сверкающие на солнце пузырьки газа. «Часть кислорода выходит на поверхность воды, – продолжала размышлять девочка. – А остальным кислородом дышат рыбы. Для жизни им нужен кислород и питательные вещества. Питательные вещества есть в рыбьем корме. И в водорослях». Последняя идея пришла Саше в голову, когда она увидела, как рыбки «клюют» поверхность зеленых травинок.
Она спросила у папы:
– А что мы будем делать с аквариумом?
– Пересадим рыбок и улиток в банку. Сольем воду. Помоем стенки и грунт. Оставим только часть водорослей.
– А куда денем остальные? – заволновалась Саша. – Можно я отнесу их в школу? А то там в нашем классном аквариуме их очень мало.
– Конечно, можно, – согласился папа. – У вас там, наверное, света маловато, вот они и растут медленно.
Они принялись за работу. Вскоре взволнованные рыбки кружили в банке, а Саша старательно выбирала из водорослей улиток.
– А улитки тоже подросли! – отметила она. – Мама говорила, что их ракушки состоят из того же вещества, что и мел. Это правда?
Папа кивнул:
– Не только раковины, но и жемчуг то же самое вещество.
– А откуда улитки берут мел?
– Выделяют из воды, – ответил папа.
– Расскажи поподробнее, – попросила Саша.
Незаметно подошла мама и вмешалась в их разговор:
– Сначала ты расскажи, откуда мы берем воду для аквариума.
– Из крана.
– А как вода попадает в кран?
– Из водопровода. В водопровод – из водохранилища. А в водохранилище – из реки, – ответила Саша.
– А в реке вода откуда? – продолжала спрашивать мама.
– Из ручейка. А начинается все, наверное, с родника, в котором вода выходит из земли.
– Вот именно, – согласилась мама. – А в земной коре очень много известняка, по которому текут подземные воды...

Химия комментируетХимическая азбука. 23 марта 2015 в 03:51

– У этого газа есть еще одно название – рудничный. По мелким трещинам он просачивается под землей в глубокие шахты и накапливается там. Рудокопы и шахтеры его очень боятся: от малейшей искры может произойти страшный взрыв.
– А я слышала, что взрывы газа бывают и в домах, – проговорила Саша. – Только я не понимаю, как можно не заметить, что появился газ – ведь он ужасно пахнет.
Тогда мама рассказала, что сам природный газ не имеет никакого запаха, но в тот газ, который используют люди, специально добавляют сильно пахнущие вещества.
– Если почувствуешь запах газа, сразу обращайся за помощью и ни в коем случае не зажигай огонь, – напоследок сказала мама.
– Мама, а химики могут сами получить природный газ? – спросила Саша.
– Конечно, могут, только в этом обычно нет необходимости. И вообще, проще использовать природные вещества, если они есть под рукой.
– А если нет? А если нужны вещества, которых нет в природе? А как люди смогли получить то, чего раньше не было? – посыпались Сашины вопросы.
– Ты хочешь узнать все сразу, – улыбнулась мама. – Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Просто во все времена, даже в очень древние, среди людей находились особенно любопытные. Отыскав какой-нибудь интересный камень, они пытались его измельчить, нагреть на
костре или растворить в воде. Смешивали разные природные вещества и смотрели, что получится. Обычно ничего интересного не происходило, но иногда вдруг образовывалось что-то новое. Тогда начинали экспериментировать с этим веществом. Вот так постепенно и появилась химия. Кстати, сейчас искусственно полученных веществ ничуть не меньше, чем природных, а, наверное, даже больше. Из одной только нефти получают тысячи разных продуктов.
Вечером Саша рассказала Максиму о химических процессах, протекающих в природе и придуманных человеком. Она предложила поиграть в мяч: ловить его, если будет названо явление, которое без людей было бы невозможно.
– Только давай по очереди! Чур, я первый! – Максиму тоже хотелось побросать мячик. – Зажигание спички!
Саша поймала мяч и прокричала:
– Гниение листвы!
Мячик упал на пол.
– Горение природного газа!
– Скисание молока!
– Горение бензина!
– Горение древесины!..
Вскоре друзья совсем выбились из сил. Саша уселась в кресло и стала говорить о том, как она представляет себя в древнем мире...

— Горит костер, я сижу у костра, а вокруг носятся маленькие дикарята. Дует ветер, и на песок летят искры. Вот двое малышей притащили большущий белый камень и кинули его в костер. (Современная Саша знала, что это природная сода, а та, древняя
(в том мире у нее было звучное имя Сафиона), об этом, конечно, не догадывалась.) Огонь стал ярко-желтым, и все ребятишки завороженно столпились вокруг костра. Затем они дружно побежали за новыми камнями и стали бросать их в огонь. Но вскоре взрослые отправили их спать. У костра осталась одна Сафиона – она должна была следить всю ночь, чтобы огонь не погас.

Саша задумалась. Она подозревала, что в огне костра с содой что-то могло произойти, но что именно – не знала.
На выручку пришла мама:

– Ветер не утихал, и костер постепенно перемещался в сторону. Небо начинало светлеть, тьма отступала. Сафиона подошла к костру, чтобы бросить еще несколько кусков сухого дерева. Вдруг ей показалось, что в песке что-то блеснуло. Сафиона взяла палку и стала разрывать песок на месте прежнего кострища. Среди песчинок оказались удивительные полупрозрачные камешки, похожие на застывшие капельки воды. Раньше такие никогда не попадались в этих местах. Казалось, они родились из пламени костра.

– Наверное, так люди и узнали, что из песка и соды можно получить стекло, – сказала Саша Максиму. – Многие люди могли находить такие камешки, но кто-то первым догадался, что это очень полезное вещество и из него можно делать разные красивые вещи.

Химия комментируетХимическая азбука. 23 марта 2015 в 01:29

Мама подсказала, что исходным веществом была соль хрома, и Саша смогла написать реакцию:

СОЛЬ ХРОМА--->ОКСИД ХРОМА+АЗОТ+ВОДЯНОЙ ПАР

– А в настоящем вулкане идет такая же реакция? – спросила она маму, закончив рисовать и писать.– Нет, в настоящем
вулкане совсем другие превращения, – ответила мама. – И вообще, из химических реакций, протекающих в природе, человек смог повторить далеко не все.
– А какие? – тут же полюбопытствовала Саша.
– Например, кое-что из того, что происходит в живых организмах. Знаешь, ведь раньше люди думали, что вещества живой природы невозможно получить без специальной «жизненной силы». Их так и назвали «органическими», т. е. созданными организмами. А получать органические вещества из неорганических научились меньше двух веков назад.
– Неорганических – это неживых? – уточнила Саша.
– Да. Теперь ясно, что жизнь – это много-много химических реакций. Но еще никому не удалось полностью узнать, каких именно.
– А в неживой природе есть реакции? – спросила Саша.
– Конечно, хотя главная химическая сила на Земле – это все-таки живое вещество. Но и в воздухе, водоемах, земной коре все время что-то происходит: одни вещества расходуются и даже исчезают, другие возникают и накапливаются. Ты узнаешь об этом в старших классах.
– Вот все так говорят: «Потом узнаешь». А я хочу сейчас! – Саша уже собралась обидеться по-настоящему, но мама смягчилась:
– Хорошо. Только сначала ответь на мой вопрос: какой газ используется в нашей кухонной плите?
– Углекислый? – неуверенно сказала Саша.
– Конечно, нет. Ведь в плите газ горит, а углекислый газ, наоборот, образуется при горении. Кухонный газ имеет и химическое имя, но его часто называют просто природным газом.
Стало ясно, что этот газ есть в природе. Мама рассказала, что под землей находятся естественные гигантские хранилища этого газа. Из них по трубам природный газ перекачивают в те места, где он нужен.
– Природного газа много в нашей стране. Почти вся Европа согревается нашим газом, – заметила мама.
– А откуда он взялся под землей? – спросила Саша.
И мама поведала о том, что когда-то в древние-древние времена на нашей планете было гораздо теплее и вся она была покрыта тропическими лесами. По разным причинам (ураганные ветры, катастрофы вроде падения метеорита или нашествия ледника) деревья падали на землю. Потом поверхность земли изменялась, и погибшие деревья оказывались покрыты горными породами. Мертвая древесина разрушалась и постепенно превращалась в уголь, нефть и природный газ. И происходило это в течение миллионов лет.
– И вот теперь этот газ горит в нашей плите, – закончила мама.
– Так, значит, и химическая реакция идет в нашей плите, а не в природе. А ты обещала рассказать про природные реакции.
– Погоди, – сказала мама, – у природного газа есть еще одно название – болотный газ. С давних пор люди заметили, что иногда на поверхности болот вспыхивают блуждающие огоньки. Это – та же самая химическая реакция, что и в плите.
– Вот откуда появилась сказка про Огневушку-Поскакушку, – догадалась Саша. – А какая это реакция, я тоже, кажется, знаю. Такая же, как при горении свечи.
– Точно, – подтвердила мама. – Только вместо парафина – газ.
Написать химическую реакцию оказалось несложно:

ПРИРОДНЫЙ или БОЛОТНЫЙ ГАЗ+КИСЛОРОД--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+ВОДЯНОЙ ПАР

Мама взглянула на Сашину запись и сказала:

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 19:09

Шестая глава. Разные химические реакции

За кухонным столом сидела Маша и пила чай.
– Сейчас я покажу тебе физическую реакцию! – весело сказала Саша.
– Это еще что такое? – удивилась сестра.
– Вот смотри: я беру чашку с кипятком и кладу в нее сахар, – начала рассказывать Саша. – Сахар растворяется. Это физическое явление. Значит, прошла физическая реакция.
– О физических явлениях я слышала, а вот о физических реакциях нам в школе что-то не рассказывали... – возразила Маша.
Саша задумалась. Ей было не совсем понятно, почему бывают только химические реакции. Но потом она согласилась, что физических реакций все же не существует. По крайней мере она о них тоже никогда не слышала.
Решив больше не обсуждать эту проблему, Саша пошла в комнату. Там папа с Димой смотрели телевизор. Шла передача о вулканах. Извержение вулкана выглядело жутковато, но очень красиво: из жерла летели искры, поднимались столбы дыма, по склонам сползала раскаленная лава... «Вот где целая куча химических реакций», – подумала Саша. Но вслух сказала другое:
– Когда я вырасту, буду изучать вулканы.
– Это очень опасная работа, – произнес папа, – ее доверяют только мужчинам. Женщины не должны ежесекундно рисковать жизнью.
– Что же, теперь и на вулкан посмотреть нельзя? – обиделась Саша.
Она увидела, что в дверях стоит мама и слушает этот разговор.
– Мама, я хочу увидеть настоящий вулкан, а не по телевизору!
– Я бы тоже посмотрела извержение. Но папа прав, это очень опасно. И все же ты сможешь увидеть вулкан вблизи. У меня как раз запланирован такой опыт. Он называется «Химический вулкан». Обычно он хорошо получается, но в этот раз придется брать вещество из новой банки, поэтому сначала надо попробовать. Сделаем это в выходной день.
И вот настала суббота. В лаборатории мама надела белый халат, вынула из шкафа большую банку и фарфоровой ложечкой насыпала из нее на металлическую пластинку кучку оранжевых кристаллов. Затем от таблетки сухого горючего (Саша знала, что с его помощью можно разжечь костер в сырую погоду) мама отломила маленький кусочек и положила на вершину кучки. Она пояснила:
– На самом деле достаточно дотронуться до вещества горячей стеклянной палочкой, но так проще.
Затем она осторожно подожгла горючее, отошла в сторону и встала рядом с Сашей. А на металлической пластинке началось настоящее извержение. Вверх летели искры, шел дым, поднимался пепел, кучка вещества стала расти прямо на глазах, превращаясь из оранжевой в зеленую. Это был самый настоящий вулкан, только очень маленький. Саша с восторгом смотрела на эти волшебные превращения.
Вскоре «вулкан» потух. Вместо оранжевых кристаллов на пластинке лежал рыхлый зеленый порошок. Мама разрешила Саше потрогать образовавшееся вещество.
– Это вещество совсем неопасно: без нагревания оно ни с чем не реагирует. Кстати, ты его знаешь. На тюбике с зеленой краской в твоем наборе красок написано: «Окись хрома». Это она и есть. Правда, химики сейчас говорят не «окись», а «оксид».
– Я хочу записать это превращение, – сказала Саша. – Что здесь еще получается? Наверное, какой-то газ?
– Водяной пар и азот, – ответила мама. – Но запись можно сделать и дома.
В своей тетрадке Саша нарисовала красивый вулкан:

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 12:10

– Разве это соль? – спросила она.
– Ну-у-у, солей очень много, – сказала мама. – Так же как не все белки белые, так и не все соли соленые. Чтобы отличать ту соль, которую мы используем на кухне, ее называют поваренной.
– Понятно. Поваренная соль – для поваров.
– Кстати, как и сода, она содержит натрий. И это очень легко проверить, – добавила мама.
Она зажгла газ, а потом высыпала на голубое пламя щепотку соли. Удивительно – пламя стало ярко-желтым! Через минуту, когда окраска исчезла, мама бросила в пламя немного соды. И опять появилось желтое свечение.
– Желтый цвет пламени говорит о том, что в веществе есть натрий, – объяснила мама. – Ну, какая реакция у тебя получилась?
Саша закончила свою запись:

МЕЛ+КИСЛОТА--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+РАСТВОРИМАЯ СОЛЬ КАЛЬЦИЯ

Потом сделала еще одну:

СОДА+КИСЛОТА--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+РАСТВОРИМАЯ СОЛЬ НАТРИЯ

Она показала тетрадь маме.
– Ты правильно отметила, что при действии любой кислоты на мел или соду выделяется углекислый газ. Но можно уточнить, что на мел мы действовали уксусной кислотой, а на соду – молочной кислотой, которая есть в простокваше.
Теперь получилось так:

СОДА+МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+РАСТВОРИМАЯ СОЛЬ НАТРИЯ

Мама была довольна:
– Очень хорошо. Теперь ты можешь записать и другие химические реакции.
– А как узнать химическую реакцию? – спросила Саша.
– В химических реакциях образуются новые вещества. Это можно заметить, особенно если их свойства отличаются от свойств исходных веществ.
– Например, было нерастворимое вещество, а стало растворимое, – предположила Саша.
– Или наоборот: было растворимое, а стало нерастворимое, – добавила мама. – А еще как?
– Если выделяется газ. Ведь газ – новое вещество.
– Некоторые газы имеют запах. По появлению запаха тоже можно догадаться, что идет химическая реакция, – продолжила мама.
Саша вспомнила мамин опыт с марганцовкой:
– Может исчезнуть окраска исходного вещества. Или измениться.
Мама напомнила Саше о свече. Та сразу произнесла:
– А еще при химической реакции может выделяться тепло и свет, – но тут же добавила, – правда, не всегда.
– Да, – подтвердила мама. – Можно говорить о химической реакции, только если расходуются исходные вещества и образуются новые. Это не всегда можно заметить. Иногда только специальные приборы подсказывают, что появились какие-то продукты реакции.
– А вот без всяких приборов видно, что в твоем медном тазу прошла химическая реакция! – воскликнула Саша. – Смотри, как он позеленел. Давай запишем эту реакцию. Как называется это зеленое вещество?
– Это вещество похоже на знаменитый малахит. Ты помнишь «Малахитовую шкатулку»? В земле происходит примерно то же, что и с нашим тазом, только долгие-долгие годы. Под действием кислорода, воды и углекислого газа медь превращается в малахит.
Саша написала:

МЕДЬ+КИСЛОРОД+ВОДА+УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ--->МАЛАХИТ

– А железо превращается в ржавчину тоже под действием кислорода, воды и углекислого газа? – спросила она, заметив подернутый ржавчиной нож.
– Для того чтобы появилась ржавчина, достаточно кислорода и воды, – ответила мама.
И в Сашиной тетради появилась еще одна строчка:

ЖЕЛЕЗО+КИСЛОРОД+ВОДА--->РЖАВЧИНА

– А как мы будем чистить медь и железо? – поинтересовалась Саша. – Тоже кислотой?
– Кислотой лучше не пользоваться, она может повредить металл. Просто возьмем чистящий порошок, – сказала мама. – Это не значит, что химических реакций не будет, просто записать их тебе пока слишком сложно.
Скоро вся посуда на кухне блестела и сияла.
Саша пошла рисовать.

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 06:54

Мел был мало похож на накипь, но мама еще раз сказала, что это – одно и то же вещество, и добавила:
– Яичная скорлупа, раковины моллюсков, мрамор, известняк состоят из этого же вещества. Это нетрудно проверить, действуя кислотой.
Мама положила кусочек мела в блюдце и прилила уксус. Сразу начал выделяться газ, появилась пена, и кусок мела стал таять прямо на глазах.
– Ты видишь химическую реакцию, – сказала мама.
– Реакцию? – удивилась Саша. – Я слышала в новостях, что в какой-то стране победила реакция. Там что, все стали химиками?
– Вряд ли, – засмеялась мама. – У слова «реакция» несколько значений. Вообще-то оно переводится как «ответное действие». Когда вещества отвечают на какое-то воздействие, то и происходит химическая реакция. Вот видишь, мы подействовали кислотой на мел, и что получилось?
– От твердого мела ничего не осталось. В блюдце только жидкость. А еще выделился газ. Опять углекислый? – не очень уверенно спросила Саша.
– Ты угадала. Это опять углекислый газ.
– А разве мел и сода одно и то же вещество? – Саша вспомнила, как они пекли блины. – Но сода немного растворяется в воде, я полоскала ей горло, когда у меня была ангина, а мел совсем нерастворим.
– И в меле, и в соде спрятан углекислый газ, который освобождается при действии кислоты: уксусной или молочной. Но это разные вещества, ты сама заметила. В состав соды входит натрий, а в состав мела – кальций, – пояснила мама.
О натрии Саша слышала впервые, а вот про кальций она знала: он содержится в зубах и уходит из них под действием кислоты. Правда, выделения углекислого газа из зубов она не замечала. «Наверное, это еще какое-нибудь вещество», – подумала Саша, но спросила о другом:
– А как написать в нашей азбуке химическую реакцию?
– Для записи реакций химики используют специальные символы, – ответила мама, – но можно записать ее просто словами. Как показывают превращения веществ?
– Стрелочками.
– Правильно. Теперь перед стрелочкой нужно написать те вещества, которые были до реакции, их называют реагентами или исходными веществами. Между веществами-реагентами ставят знак «плюс», как в математике. А после стрелочки пишут вещества, которые получились в результате реакции. Это – продукты реакции. Попробуй, – предложила мама Саше.
Саша открыла тетрадь и написала:

МЕЛ+КИСЛОТА--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ+...

Было ясно, что справа от стрелки нужно написать что-то еще. Но что – Саша не знала. Пришлось обратиться к маме.
– Да... – задумалась мама. – Даже не знаю, как назвать это пояснее. Давай напишем просто: «соль кальция». Или еще лучше: «растворимая соль кальция». Длинновато получилось, но зато понятно.
Саша лизнула то, что осталось на блюдце. Было немного кисло. «Наверное, не весь уксус израсходовался», – подумала Саша. А вот соленого вкуса совсем не ощущалось.

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 05:37

Пятая глава. Что такое химическая реакция и как можно записать химические превращения

Наступил выходной день, и не надо было с утра пораньше бежать в школу. Саша давно проснулась, но терпеливо лежала под одеялом. Ей хотелось самой последней выбраться из постели. Однако, когда она наконец встала, оказалось, что все уже давно позавтракали и разбежались кто куда. Только у мамы на кухне кипела работа.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Да вот хочу привести в порядок кухонную утварь. Видишь, сколько накипи внутри чайника?
Саша помнила, как этот чайник появился у них в доме. Папа с Димой подарили его маме в прошлом году на 8 Марта. Тогда он был совершенно чистый, без всякой накипи.
– А откуда взялась накипь? Ведь мы наливали туда только чистую воду, – удивилась Саша.
– Даже в самой чистой воде есть растворенные вещества, – объяснила мама. – Обычно их очень мало, но бывает и немного побольше, например в минеральной воде. А когда мы воду кипятим, некоторые вещества из растворимых превращаются в нерастворимые и оседают внутри чайника.
– Это, наверное, физическое явление. Ведь если раствор соли выпарить, останется та же самая соль, – решила Саша.
– Не совсем так. При кипячении воды происходят и другие явления. Накипь – это уже не то вещество, которое было раньше в воде. Произошло химическое превращение. И бороться с накипью мы будем химическими методами, – сказала мама. – Мы вскипятим в чайнике воду с добавлением уксуса.
Она взяла с полки бутылочку, на которой было написано «Уксус», налила немного в чайник и поставила его греться.
– Мама, а почему люди говорят то «уксус», то «уксусная кислота», то «уксусная эссенция»? Это одно вещество или разные? – спросила Саша.
– Вещество одно – уксусная кислота, – ответила мама. – Чистую уксусную кислоту иногда еще называют ледяной. Когда прохладно, она твердая и похожа на лед, а плавится только при небольшом нагревании. А уксус и уксусная эссенция – это растворы уксусной кислоты в воде. В уксусной эссенции кислоты много – это концентрированный раствор. Поэтому ее ни в коем случае нельзя нюхать, а тем более пробовать на вкус. Можно получить сильный химический ожог горла, носоглотки и пищевода.
– Но уксус же мы наливаем в еду, и никто не обжигается.
– Правильно, потому что уксус – разбавленный раствор уксусной кислоты. Эссенцию разбавляют водой примерно в двадцать раз. В таком растворе уксусной кислоты мало, и она уже не опасна, а просто придает пище кислый вкус.
Чайник закипел. Саше очень хотелось узнать, что происходит внутри, и она обратилась с вопросом к маме.
– В чайник заглядывать мы не будем, – ответила мама. – Во-первых, все равно ничего не увидим, а во-вторых, уксусная кислота при нагревании улетает и может повредить глаза и нос. Я лучше покажу тебе то же самое, но без чайника.
– Но у нас же нет больше накипи, – удивилась Саша.
– Зато есть то же самое вещество в другом виде. Принеси кусочек мела, – попросила мама.
У Саши в столе еще с лета лежал кусочек мела. Она быстро нашла его и принесла на кухню.
Яндекс.Метрика