Комментарии на сайте

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 04:59

Саша вспомнила строчки из песни, которую они пели под гитару у лесного костра. Вспомнилось лето. Однако назойливая мысль все вертелась в голове, не давая покоя.
– А что происходит, когда горит свеча? – наконец спросила она. – Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?
– Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света, – сказала мама. – В том-то и дело, что большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале.
– Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше, – возразила Саша.
– Правильно, потому что горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.
Ужин закончился, свечи почти догорели, а электричество так и не появилось. Посидев немного в темноте, все решили пораньше лечь спать.
Саша разобрала постель и залезла под одеяло. Но спать еще не хотелось, и она стала фантазировать.

Химия комментируетХимическая азбука. 22 марта 2015 в 01:55

Мама похвалила ее. Потом увидела, что Маша уже все убрала, и достала из холодильника яйца и молочный пакет.
– Что мы будем делать? – спросила Саша.
– Печь блины. Обычно их делают на молоке и дрожжах, но молоко прокисло, поэтому мы будем замешивать тесто на простокваше.
– Простокваша – это не молоко. Значит, когда молоко скисает, это химия, – уверенно сказала Саша.
– Конечно. Из молока получилось новое вещество – это легко определить и по виду, и по вкусу.
– А сгущенка – это тоже новое вещество? – задала новый вопрос Саша. – У нее ведь тоже другой вид и вкус.
– Нет, чтобы получить сгущенку, из молока просто испаряют часть воды и добавляют сахар. Если ее развести водой, то получится сладкое молоко. Такое же можно получить, добавив сахар в обычное молоко.
Саша подумала, что, если разбавить водой вареную сгущенку, молока уже не получишь. Но ничего не сказала, а стала наблюдать, как мама готовит тесто. Она подозревала, что выпечка блинов как-то связана с химией – ведь из сырых продуктов должно получиться что-то совсем новое.
Мама разбила в кастрюлю яйца, добавила муку, соль и сахар, вылила простоквашу. Затем стала все это перемешивать. Из смеси продуктов получилась желтоватая жидкость. Было ясно, что пока ничего химического не произошло. Но туг мама добавила в смесь немного соды, и стали выделяться пузырьки какого-то газа.
– Простокваша кислая, а под действием кислоты сода превращается в углекислый газ, – сказала мама, заметив Сашин взгляд. – Поэтому блины получатся более пышными.
– А я думала, что углекислый газ выделяется при горении и дыхании, – удивилась Саша.
– И в этих случаях тоже, – согласилась мама. – А вообще-то почти все вещества можно получить несколькими способами.
Когда тесто было готово, мама с Машей стали выпекать блины, а Саша стояла рядом и наблюдала, как бледное жидкое тесто на сковородке превращалось в аппетитный румяный блин.
– Какие здесь превращения? – наконец спросила она маму.
– Их очень много. Например, вещества яйца становятся твердыми. Вещества муки и сахара образуют коричневую корочку. Эти превращения очень сложные, и описать их трудно. Так что ты пока запиши более простые.
– А можно я запищу превращения воды и льда? Правда, это ведь не химия...
– Ну и что. Ведь превращения бывают не только химическими. Если образовалось новое вещество, то говорят о химическом превращении. А те изменения, которые при этом можно заметить, называются химическими явлениями. Если же вещество остается тем же самым, тогда то, что с ним происходит, называется физическим явлением. Ты можешь писать все, что хочешь, но только обязательно отметь, какое это явление: физическое или химическое, – попросила мама.
– А физические явления, наверное, изучает физика, – догадалась Саша. Она открыла свою химическую тетрадь и написала:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ВОДА--->ЛЕД--->ВОДА
ТВЕРДЫЙ ПАРАФИН--->ЖИДКИЙ ПАРАФИН--->ТВЕРДЫЙ ПАРАФИН

Затем немного подумала и продолжила:

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ЖИДКИЙ БЕЛОК--->ТВЕРДЫЙ БЕЛОК
СОДА--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Она хотела придумать еще что-нибудь про превращение теста в блин, но тут вдруг погас свет. Одновременно с мамой она выглянула на улицу и увидела, что света нет во всем доме.
– Где-то авария. Или короткое замыкание. Хорошо, что Маша успела снять со сковороды последний блин, – сказала мама. – Придется ужинать при свечах. Но ничего, так даже интереснее.
Мама на ощупь нашла подсвечник, взяла спички и зажгла свечи. И в самом деле получилось очень хорошо. Дрожащие язычки пламени были очень романтичны и напоминали не то день рождения, не то Новый год. И блины были вкусные.

«О чем-то давнем, неземном,
О чем-то близком и родном,
Сгорая, плачут свечи»

Химия комментируетХимическая азбука. 21 марта 2015 в 18:14

Четвертая глава. Не все превращения веществ имеют отношение к химии

Саша не торопилась домой. Домашнее задание она сделала в школе, и теперь весь вечер был у нее свободен. По дороге она присматривалась к окружающим веществам.
Была оттепель. С крыш свисали капающие сосульки, под ногами хлюпало.
«Вот еще одно превращение, – отметила Саша. – Лед тает и превращается в воду. А когда снова ударит мороз, вода замерзнет и опять превратится в лед».
Дома ее старшая сестра устроила целую мастерскую. Разложив на кухне лыжи, она мазала их парафином, а затем грела старым утюгом.
– Маша, ты химией занимаешься? – спросила ее Саша.
– При чем здесь химия? – удивилась та.
– У тебя же был твердый парафин, а от утюга он стал жидким.
– Ну и что. Это еще не химия.
Саша задумалась: «Разве превращение твердого вещества в жидкое и наоборот – не химическое превращение? А какое?» В кухню зашла мама.
– Маша, убирай, пожалуйста, свое хозяйство. Сейчас будем готовить ужин, – сказала она и пошла к холодильнику.
– Все ясно: белки, жиры, углеводы, – пробормотала Саша.
– И витамины, – добавила Маша.
– А что, витамины – это тоже вещества?
– Конечно.
Подумав, Саша с этим согласилась. Но тут же задала другой вопрос:
– Мама, а почему белки называют белками? Они что, белые?
– Нет, необязательно. Например, красный цвет крови придает белок гемоглобин. Видимо, сначала химики изучали белок куриного яйца, а потом уже нашли другие похожие на него вещества и назвали их так же.
Конечно, Саша много раз видела вареное яйцо и прекрасно знала, что желток желтый, а белок белый.
– А когда варишь яйцо, то, что с ним происходит, – это химия? – спросила она.
– Да. Ведь у сырого яйца белок жидкий и прозрачный, а у вареного – твердый и белый. И желток тоже становится твердым, – ответила мама.
– А Маша сказала, что, когда твердое превращается в жидкое, а жидкое – в твердое, это не химия, – хитро прищурилась Саша.
– Смотря что и как превращается. Например, если охладить воду, она превратится в лед – станет не жидкой, а твердой. Если лед нагреть, то мы опять получим жидкую воду. То же самое происходит с парафином и со многими другими веществами. Но можно сколько угодно охлаждать вареное яйцо, а оно уже никогда не станет жидким. Значит, мы получили новое вещество. А когда из одного вещества получается другое – это, конечно, химия.
– Я поняла! – обрадовалась Саша. – Химия изучает превращения одних веществ в другие.

Химия комментируетХимическая азбука. 21 марта 2015 в 09:32

Маме понравилось. Она предложила еще привести примеры разных веществ. Саша сказала, что раньше она не знала, как писать о веществах живых организмов, а теперь может это сделать.
– А как показать превращения веществ? – спросила она чуть позже. – Тоже стрелочками?
– Да, именно так делают все химики, – поддержала ее мама. – А какие превращения ты знаешь?
Саша молча взяла фломастеры и написала:
КИСЛОРОД--->УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
– Отлично! Придумай еще что-нибудь.
Мама вышла из комнаты, а Саша задумалась. Сначала ей казалось, что она быстро испишет целую страницу разными превращениями, но в голову ничего не приходило.
– Утро превращается в день, день – в вечер, а вечер – в ночь... – рассуждала она. – Но это вовсе не превращения веществ. Весна переходит в лето, а лето – в осень... Это больше похоже, но уж очень сложно.
Взгляд ее упал на подоконник. Там в горшке проклюнулось семечко подсолнуха.
– Вот это настоящее превращение! Семечко было беленькое, маленькое, твердое, в черной кожуре, а росток – зеленый и нежный. Потом он станет большим, появится огромный желтый цветок. А к концу лета снова созреют семечки: из одного – целая корзинка.
И Саша стала старательно рисовать все превращения подсолнуха.
Девочка задумалась: как из такого маленького семечка может вырасти огромный подсолнух? Откуда берутся вещества для этого? Она стала вспоминать, что нужно растениям для жизни. В первую очередь вода: без воды любое растение вскоре погибнет. Затем почва. В нее хорошо бы добавить удобрения. Что еще? Растениям нужен солнечный свет. В темноте они не растут.
В школе говорили, что растения превращают углекислый газ в кислород. Пока эта мысль не вылетела из головы, Саша быстренько написала в тетради еще одно превращение:
РАСТЕНИЯ: УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ--->КИСЛОРОД
Затем она сложила в уме все, что вспомнила про растения. Получалось, что из воды, веществ почвы и удобрений, солнечного света и углекислого газа растения строят самих себя. И не просто строят, но и создают то листья, то цветы, то семена, да еще и выделяют при этом кислород. Чтобы не забыть все это, Саша нарисовала еще одну схему. ***

Химия комментируетХимическая азбука. 20 марта 2015 в 22:23

Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга

Учительница рассказывала про Древний Восток. Было очень интересно. Все ребята слушали, затаив дыхание. Но Саша вдруг почувствовала, что у нее начинает болеть голова. Не успела она подумать об этом, как весело затрещал звонок.
– Урок окончен. Быстро все выходим в коридор, – сказала учительница. – Надо проветрить класс.
Вместе с другими учениками Саша вышла из кабинета. В коридоре воздух был свежий и прохладный – не то что в классе. «Но ведь после перемены и в кабинете легко дышится, – подумала Саша. – Дышать легко, когда в воздухе много кислорода. А если много углекислого газа, то душно. Но куда во время урока исчезает кислород и откуда появляется углекислый газ, если двери и окна закрыты?» Объяснение могло быть только одно: ученики вместе с учителем сами превращают кислород в углекислый газ.
«Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, – продолжала рассуждать Саша. – Но где происходит это превращение? В нашем организме? А зачем?» Вопросов возникло много, и сама она ответить на них не могла.
Вечером она решила обсудить все это с мамой.
– Зачем человеку кислород? И почему при дыхании образуется углекислый газ? – спросила она.
– Это очень сложный процесс, тебе пока трудно будет в этом разобраться, – сказала мама.
– А ты объясни как-нибудь попроще, – попросила Саша.
– Ну, хорошо. Попробую. Но сначала ответь мне на такой вопрос: что необходимо машине для движения?
– Бензин, наверное.
– А зачем?
– Чтобы работал двигатель.
– Правильно. Бензин в двигателе сгорает, при этом выделяется энергия, и она заставляет машину двигаться. А что нужно человеку для движения?
– Пища.
– А знаешь, что происходит с пищей в организме? Она тоже сгорает, только намного медленнее и спокойнее, чем бензин. И это дает энергию не только для движения, но и вообще для жизни человека. А для горения любого вещества нужен кислород, – стала рассказывать мама.
– Я все поняла, – перебила ее Саша. – При горении бензина и пищи выделяется углекислый газ. Вот почему и машины, и люди превращают кислород в углекислый газ. А еще это происходит, когда в печке горят дрова. Когда дрова сгорают, почти ничего не остается, кроме тепла и углекислого газа.
Мама похвалила Сашу и уже хотела заняться своими делами, как та вдруг спросила:
– А кроме сжигания еды что-нибудь еще в организме человека происходит?
– Да, и очень многое. Особенно если это ребенок. Дети все время растут, а значит, внутри них постоянно идет какое-то строительство. Из кислорода и тех веществ, которые малыши глотают в виде еды и питья, их организмы создают новые вещества, которые нужны для роста и развития. Да и взрослые все время меняются – ведь и в них постоянно происходят превращения веществ.
Саша вспомнила, о чем еще она хотела спросить:
– Из каких веществ состоят живые существа?
– Этих веществ очень много, и все они очень сложные, – начала мама. – Впрочем, нет, есть и простые. Ты знаешь, что из всех веществ в человеке больше всего воды? А из других тебе надо знать белки, жиры, углеводы.
– Вот почему на многих продуктах пишут, сколько в них белков, жиров и углеводов. Эти вещества нужны для строительства организма! – поняла Саша. – Но тогда какие вещества нужны для энергии?
– Белки, жиры и углеводы, – засмеялась мама. – Не удивляйся. В зависимости от того, что нужно организму, он сам решает, сжигать питательные вещества или использовать их для других целей. Чтобы разобраться в этом, надо хорошо знать не только химию, но и биологию. Эти науки начинают изучать в старших классах. А мы пока занимаемся всего лишь азбукой. Кстати, что написано в твоей тетради на второй странице?
Саша показала, какую красивую схему она нарисовала:

Химия комментируетХимическая азбука. 19 марта 2015 в 17:07

– Эта кастрюля сделана из алюминия. Видишь, какая она легкая. Железо от влаги ржавеет, а алюминий не боится воды, даже горячей. Поэтому алюминиевую посуду никогда не красят. Но вот белье кипятить в алюминиевой кастрюле нельзя: вещества, содержащиеся в отбеливателе, портят алюминий.
– А таз? – спросила Саша. – Он наверняка из другого металла, ведь он тяжелый.
– Таз медный. Посмотри, какой он красный, а он ведь тоже ничем не окрашен. Только медь имеет такой цвет. Другие металлы обычно белые, серые или желтоватые.

– Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-бараз!» –
весело прокричала Саша строчки из «Мойдодыра». – Теперь я никогда не перепутаю железо, медь и алюминий! Олово и ртуть я теперь тоже знаю.
– Вот и молодец, – похвалила мама. Но Саша не могла успокоиться.
– А кроме пластмасс и металлов, что еще сделано людьми?
– Многие вещества. Например, краски, лекарства, удобрения...
– А когда человека еще не было, вещества были? – спросила Саша и тут же сама ответила: – Были. А какие?
– Подумай сама, – сказала мама. – Не забудь только, что вещества бывают не только твердыми, но и жидкими, и в виде газов.
Саша пошла к себе в комнату и села на диван. «Газы – это то, из чего состоит воздух. Жидкость – вода. Их не люди сделали, они были и раньше. Камни, земля, песок, глина – это тоже существует само по себе, без человека...»
Саша посмотрела на свою руку. «Интересно, а из чего состоит человек?» – подумала она. Ответ был ясен – из веществ. «И животные – из веществ, и растения...» – лениво размышляла Саша. Она уже устала, и, хотя ей очень хотелось узнать, из каких именно веществ построены живые организмы, сил спрашивать об этом уже не было. «Выясню завтра, – решила Саша. – Или послезавтра. Ведь, наверное, это очень сложно».

Химия комментируетХимическая азбука. 19 марта 2015 в 00:47

Саша вернулась в комнату. За столом папа что-то смешивал в маленькой баночке.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Готовлю клей. У тебя есть что-нибудь сломанное? Этот клей годится для любой пластмассы.
– Для любой пластмассы? – переспросила Саша. Она посмотрела на стол: там в очереди на ремонт стояли разбитый телефон, сломанный утюг и шлепанец. Саша потрогала эти вещи. Они были очень разные, но получалось, что все они пластмассовые.
– Пластмасс очень много, – сказал папа, увидев ее замешательство. – Наверное, несколько тысяч.
– И все это разные вещества?
– Да. Так у тебя есть что-нибудь пластмассовое для склейки?
Саша вспомнила, что два дня назад у нее сломалась ручка. Она быстро сбегала в свою комнату, достала обломки из портфеля и положила их рядом с утюгом.
Она уже была уверена, что природа не создает пластмассовых вещей. Но решила все же уточнить.
– Папа, а всю пластмассу делают люди? – спросила она.
– Всю, – коротко ответил папа.
– А какие еще вещества делают люди?
– Очень многие. Например, металлы. Хотя металлы и встречаются в природе, но в чистом виде их приходится получать специально.
– Металлы? – удивилась Саша. – Разве металлов несколько? А я думала, что металл – это одно вещество.
– У всех металлов похожие свойства: они блестят, проводят электрический ток, холодные на ощупь. Но металлов много, и другие свойства у них различаются. Вон, смотри, Дима паяет провода. У него в баночке олово. Этот металл очень легкоплавкий, а другие металлы паяльником не расплавишь.
Саша подошла к старшему брату. Он прикоснулся горячим паяльником к белому металлу, и тот превратился в подвижную блестящую каплю.
– Жидкий металл! – восхищенно сказала Саша. – Удивительно!
– Ничего удивительного, – спокойно отреагировал Дима. – Ты что, никогда термометра не видела?
Саша тут же полезла в аптечку. На полке лежал медицинский термометр. Саше много раз измеряли температуру, но лишь теперь она решила поподробнее рассмотреть, что же там внутри.
А внутри был металл. Она сразу догадалась по его блеску. И этот металл был жидкий сам по себе, без всякого паяльника!
– Папа, смотри! Это другой металл или тоже олово? – снова подошла она к папе.
– Положи сейчас же на место! Это ртуть, а она очень ядовита. Если разобьешь термометр, придется вызывать специальную бригаду, чтобы ее убрать, – очень строго сказал папа.
– А какие еще бывают металлы? – не могла угомониться Саша.
– Алюминий, медь, свинец, железо, серебро, золото, цинк... – начал перечислять папа.
– Ой, помедленнее, я не могу запомнить. Их, наверное, тоже тысячи?
– Нет, всего несколько десятков. Но все их запомнить действительно трудно. Тебе надо знать пока только самые важные, – сказал папа.
– А какой самый-самый важный металл? – спросила Саша.
– Железо.
– А как его можно узнать? Ведь все металлы очень похожи друг на друга.
– Как раз это очень просто. Только железо притягивается магнитом. Вот тебе магнит, иди и проверяй, что сделано из железа. А мне, пожалуйста, больше не мешай, а то пока мы с тобой болтаем, весь мой клей застынет, и я ничего не смогу отремонтировать, – и папа принялся за работу.
Саша взяла магнит и пошла искать железо. Магнит замечательно притягивался к ванне, холодильнику, батарее отопления.
На кухонном столе стояли таз для варенья и две кастрюли – серая и голубая. Саша прикоснулась магнитом ко всем трем предметам, но он притянулся лишь к голубой кастрюле. Значит, она – железная. А вот из какого металла сделано остальное? С этим вопросом она обратилась к маме.

Химия комментируетХимическая азбука. 19 марта 2015 в 00:04

Вторая глава. Какие бывают вещества

Саша еще раз взглянула на открытую тетрадку. Вверху страницы большими красивыми буквами было написано: «ВЕЩЕСТВА». Вся страница была занята словами. В голову приходили все новые названия веществ, но Саше уже надоело писать. Она немного посмотрела телевизор, а потом взяла в руки свою любимую книжку со стихами. Открыв ее на середине, она вдруг вскочила и побежала на кухню к маме:
– Мама! Смотри! В этом стихотворении написано про вещества!
И она прочитала строчки Агнии Барто:
В коридоре, в классе ли—
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
– Краска и мел – это вещества? – на всякий случай спросила Саша.
– Краска – это скорее смесь веществ, – ответила мама. – А мел – это, конечно, чистое вещество. Он и в природе встречается.
– В природе?.. – Саша задумалась. – А вообще, откуда берутся вещества? Из природы?
– Не только. Вот, например, пластмасса. Ее в природе нет. Это вещество придумали и получили люди.
Саша стала вспоминать, не встречала ли она в лесу или на озере что-нибудь пластмассовое. Но, кроме пустых бутылок и рваных пакетов, ей там ничего не попадалось, а это, конечно, оставляли какие-то грязнули. Так что и в самом деле в природе не было пластмассы, пока ее не стали делать люди.
Саша вытащила карточки с названиями веществ. Она стала придумывать, как бы еще их разложить. Выручил пришедший в гости Максим. Еще с порога он задал вопрос:
– Какие вещества есть в природе, а какие созданы человеком?
– Сейчас разберемся. Ты бери карточки с природными веществами, а я – с искусственными, – предложила Саша. Дело закипело. Через несколько минут все карточки были разложены.
Максим хитро улыбнулся:
– А я и так знал, какие вещества есть в природе, а каких нет. У меня дома есть книжка с разными загадками. Я специально ее посмотрел и нашел загадки про природные вещества:

«Я от огня происхожу,
Алею, золотом пылаю,
Когда же долго в нем лежу,
То от огня я пропадаю».

«В огне родилась,
В огне крестилась,
На воду пала
И пропала».
Первую загадку Саша отгадала быстро. А со второй никак не могла справиться, пока мама не подсказала, какой вкус у морской воды и какое вещество из нее добывают. Максим пообещал отыскать еще какие-нибудь загадки про вещества. Они еще немного поиграли, затем мальчик попрощался и ушел.

Химия комментируетХимическая азбука. 18 марта 2015 в 22:02

Но вдруг она замедлила шаг. На уроке говорилось, что в воздухе есть кислород и углекислый газ. «Они, наверное, тоже вещества. А сам воздух? Он вещество или нет?» Саша совсем запуталась и решила обо всем поподробнее расспросить у мамы.
– Хорошо, что ты об этом спрашиваешь, – сказала мама, когда Саша поделилась с ней своими сомнениями. – Дело в том, что вещества могут находиться в чистом виде и в виде смесей. Воздух – это смесь разных газов. В нем есть и кислород, и углекислый газ. Кстати, вместе они составляют лишь пятую часть воздуха. А в основном воздух состоит из еще одного вещества – азота. Просто мы его не замечаем, потому что он не участвует в дыхании.
– А только воздух – смесь веществ? – спросила Саша.
– Конечно, нет. Как раз чистыми вещества бывают очень редко, а обычно встречаются их смеси. Но и в смеси каждое вещество обязательно сохраняет свои свойства. А какие свойства могут быть у веществ? – вдруг задала вопрос мама.
– Вещества различаются по цвету, они бывают тяжелые и легкие. Некоторые вещества твердые, а другие – жидкости или газы, – быстро затараторила Саша.
– Вот и хорошо, – сказала мама. – Напиши на первой страничке нашей азбуки разные вещества и опиши их свойства.
– А мне хватит одной страницы? – спросила Саша. – Сколько всего на свете веществ?
Мама засмеялась:
– Если ты захочешь записать все вещества, то не хватит и самой толстой тетради – ведь их несколько миллионов. Но ты напиши только те, которые сможешь отыскать сама. А если одной страницы будет недостаточно, добавишь еще.
Когда пришел Максим, у Саши уже была готова новая игра. Теперь нужно было выбирать чистые вещества и смеси.
Карточки быстро закончились, и Максим сказал:
– А я знаю вещество, про которое есть много разных загадок!
«Чего в решете не унесешь?»
«Что течет не останавливаясь?»
Саша быстро отгадала эти загадки, а потом предложила:
– Давай придумаем какую-нибудь сказку про вещества.
– Давай! А о ком будет эта сказка?
– Пусть это будет история о медвежонке. Медведи любят мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок будет любителем меда.

Химия комментируетХимическая азбука. 18 марта 2015 в 22:02

Первая глава. Что такое вещество

– Мама, я все сделала! – прокричала Саша. – Давай писать химическую азбуку. Начнем с буквы «А»?
– Нет, – сказала мама. – Начнем с буквы «В».
– Почему?
– Потому что самое важное в любой науке – это понять, что именно она изучает. А химия изучает вещества и их свойства.
Ты знаешь, что такое вещество?
– Не совсем, – ответила Саша, – объясни мне.
– Да ты сама догадаешься, если скажешь, чем отличаются друг от друга вещества и просто вещи. Вот, например, стол – это что?
– Стол – это вещь, – уверенно сказала Саша.
– А дерево?
– Если это дерево, которое растет в лесу, то, наверное, тоже вещь.
– А если дерево – это то, из чего сделан стол? – спросила мама.
– Тогда больше похоже на вещество, – ответила Саша.
– Вот видишь, это не так уж и сложно. Посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что вещества есть повсюду.
Саша огляделась по сторонам.
– Ручка сделана из пластмассы. Пластмасса – это вещество. Пластилин – тоже вещество. Металл – вещество. Стекло – вещество. Бумага – вещество, – стала перечислять Саша. – Мама! – воскликнула Саша. – Разные вещи могут состоять из одного и того же вещества! Смотри, из бумаги сделаны и тетрадки, и книжки, и обои у нас на стенах!
– Да, конечно, – сказала мама. – Пошли на кухню. Видишь, сколько разной посуды можно сделать из стекла. А из металла – и кастрюли, и сковородки.
– А ведь и кастрюли бывают из стекла. У нас же есть стеклянная кастрюля для микроволновой печки!
– Вот видишь, – мама была довольна. – Ты уже догадалась, что и одинаковые вещи могут быть сделаны из разных веществ. Теперь, когда ты знаешь разницу между вещами и веществами, тебе нетрудно будет находить вещества в любом месте.
Зазвенел дверной звонок. На пороге стоял улыбающийся Максим.
– Заходи! – обрадовалась Саша. – Я придумала химическую игру!
Она вывалила на пол картонные карточки:
– Будем писать на них разные слова и определять, что это – вещь или вещество.
Вскоре Саша и Максим увлеченно раскладывали карточки на две кучки.
На следующий день, возвращаясь из школы, Саша внимательно смотрела вокруг. Ей хотелось обнаружить как можно больше разных веществ. Она уже поняла, что вещества – это то, из чего состоят вещи. Саша так засмотрелась по сторонам, что не заметила, как очутилась посреди большой лужи.
– Лужа не похожа на вещь, ведь ее нельзя взять в руки, – вслух подумала она. – Но лужа состоит из воды. Так вода – это вещество или нет? Наверное, все-таки вещество... Значит, вещества могут быть не только твердыми, но и жидкими!
Саша обрадовалась, что сама додумалась до этого. Тут она вспомнила, что недавно в школе учительница рассказывала про воздух. Воздух – не твердое вещество и не жидкость. «Это газ. Так что вещества бывают и газами!» Саша поспешила домой, чтобы поскорее рассказать маме о своем открытии.

Виталий Кошкин комментируетПожелания нашей группе 29 марта 2015 в 18:00

Выкладывайте книги пожалуйста побольше.По химии и смежным областям.

Анастасия Мишина комментируетПожелания нашей группе 28 марта 2015 в 02:14

Замечательная группа,
Всегда много интересного нахожу для себя.
Спасибо большое админам!)

Никита Климов комментируетПожелания нашей группе 28 марта 2015 в 02:00

Очень группа нравится)

Анжелика Селиверстова комментируетПожелания нашей группе 28 марта 2015 в 00:29

Побольше видео опытов)

Элина Формина комментируетПожелания нашей группе 27 марта 2015 в 06:12

Можно пожалуйста ещё опросов, мне так нравится отвечать:)

Эмиль Годжаев комментируетПожелания нашей группе 26 марта 2015 в 05:46

Предлагаю создать отдельную беседу для .тех, кому нужна помощь.Чтобы в комментариях сорили.

Анастасия Мишина комментируетПожелания нашей группе 25 марта 2015 в 21:52

скиньте сборники задач)))

Вадим Байгильдин комментируетПожелания нашей группе 25 марта 2015 в 11:24

Побольше тестов и МЕТА хахах )) Реально побольше тестов сделайте , круто иногда занять себя особенно неорганикой

Rengar Ren комментируетПожелания нашей группе 24 марта 2015 в 21:35

Скииинтеее пооожалуйста книги для начала, середины, и высших прошу прошу прошу

Виктория Волков комментируетПожелания нашей группе 24 марта 2015 в 21:35

не удалятя вопросы участников группы со стены!И как минимум 3 штуки новостей выкладывать каждый день!
Яндекс.Метрика